О беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире.
1.
Кто истинно возлюбил Господа, кто истинно желает и ищет будущего царствия, кто имеет истинную скорбь о грехах своих, кто поистине стяжал память о вечном мучении и страшном суде, кто истинно страшится своего исхода из сей жизни, тот не возлюбит уже ничего временного, уже не позаботится и не попечется ни об имениях и приобретениях; ни о родителях, ни о славе мира сего, ни о друзьях, ни о братьях, словом ни о чем земном, но отложив все мирское и всякое о нем попечение, еще же и прежде всего, возненавидев самую плоть свою, наг, и без попечений и лености последует Христу, непрестанно взирая на небо и оттуда ожидая себе помощи, по слову святого, сказавшего: прилепе душа моя по Тебе (Пс. 62, 9); и по изречению иного приснопамятного: аз же не утрудихся, последуяй тебе, и дне, или покоя человека не пожелах, Господи (Иер. 17, 16).
2.
Великий стыд нам, оставившим все вышеозначенное, после призвания, которым Господь, а не человек, нас позвал, заботиться о чем-нибудь таком, что не может принести нам пользы вовремя великой нашей нужды, то есть во время исхода души. Сие то значит, как Господь сказал, обратиться вспять, и не быть управлену в царствие небесное. Господь наш, зная удобопоползновенность нашу в новоначалии, и что мы, живя и обращаясь с мирскими, легко можем опять возвратиться в мир, сказавшему: повели мне пойти погребсти отца моего, говорит: остави мертвыя погребсти своя мертвецы (Луки, 9, 59. 60).
3.
Бесы, по отречении нашем от мира, внушают нам ублажать милостивых и сострадательных из мирян, а себя окаявать, как лишивших себя таковых добродетелей. Намерение же сих врагов наших то, чтобы чрез ложное смирение или в мир возвратить нас, или, если останемся в монашестве, низринуть нас в отчаяние. Иное дело, по высокомерию своему уничтожать живущих в мире; а иное в удалении от них, охуждать их, с тем, чтобы избежать отчаяния и стяжать надежду спасения.
4.
Итак, услышим, что Господь сказал юноше оному, по-видимому исполнившему все заповеди: единаго ти недостает, продать имение и раздать нищим (Лук. 18, 22), и самого себя сделать нищим, приемлющим милостыню от других.
5.
Все желающие с пламенным усердием проходить подвиг (иночества), рассмотрим внимательно, как Господь всех пребывающих в мире и живых назвал мертвыми, сказав некоему: оставь мертвым, то есть мирянам, умершим в суете мирской, погребать мертвых телом (Лук. 9, 60). Богатство нисколько не препятствовало оному юноше приступить ко крещению. Посему напрасно некоторые думают, что Господь ради крещения повелевал ему продать богатство. Этого свидетельства Христова да будет довольно для совершенного уверения нас в величайшей славе монашеского звания.
6.
Должно исследовать, почему живущие в мире, и пребывающие в бдениях, в постах и злострадании, когда, по удалении из мира, приступают к монашескому житию, как к месту испытания и подвижническому поприщу, не проходят уже прежнего своего подвига, ложного и притворного. Видел я весьма многие и различные растения добродетелей, насаждаемые мирскими людьми, и как бы от подземного стока нечистоты напаяемые тщеславием, окапываемые самохвальством и утучняемые навозом похвал; но они скоро засохли, когда были пересажены на землю пустую, недоступную для мирских людей, и не имеющую смрадной влаги тщеславия, ибо любящие влагу растения не могут приносить плода в сухих и безводных местах.
7.
Если кто возненавидел мир, тот избежал печали. Если же кто имеет пристрастие к чему-либо видимому, то еще не избавился от нее; ибо как не опечалиться, лишившись любимой вещи? Хотя во всем нужно нам иметь великое трезвение, но прежде прочего должно в этом отношении наиболее быть разумно внимательными. Я видал многих в мире, которые чрез попечения, заботы, занятия и бдения телесные избегали неистовства своего тела; но вступивши в монашество и обеспеченные здесь по всему, жалким образом осквернялись от плотского движения [1].
8.
Будем внимать себе, чтобы, думая идти узким и тесным путем, в самом деле не блуждать по пространному и широкому. Узкий путь будет тебе показан утеснением чрева, всенощным стоянием, умеренным питием воды, скудостью хлеба, чистительным питием бесчестия, принятием укоризн, осмеяний, ругательств, отсечением своей воли, терпением оскорблений, безропотным перенесением презрения и тяготы досаждений, когда будешь обижен - терпеть мужественно; когда на тебя клевещут - не негодовать; когда уничижают - не гневаться; когда осуждают - смиряться. - Блаженны ходящие стезями показанного здесь пути, яко тех есть царство небесное (Матф. 5, 3-12).
9.
Никто увенчанным не войдет в небесный чертог, если не совершит первого, второго и третьего отречения. Первое есть отречение от всех вещей, и человеков, и родителей; второе есть отречение своей воли; а третие - отвержение тщеславия, которое следует за послушанием. Изыдите от среды их, и отлучитеся, и нечистоте мира не прикасайтеся, глаголет Господь (2 Кор. 6, 17). Ибо кто из мирян сотворил когда-нибудь чудеса? Кто воскресил мертвых? Кто изгнал бесов? Никто. Все это - победные почести иноков и мир не может вместить оных; если же бы мог, то к чему было бы монашество и удаление из мира?
10.
Когда бесы по отречении нашем начнут распалять наше сердце воспоминанием об родителях и сродниках наших, тогда вооружимся против них молитвою, и воспламеним себя памятию о вечном огне, чтобы воспоминанием об оном угасить безвременный огонь нашего сердца.
11.
Если кто думает, что не имеет пристрастия к какой-нибудь вещи, а лишившись ее, печалится сердцем, то вполне прельщает самого себя.
12.
Юные, расположенные к плотской любви и чревоугождению, если захотят вступить в монашество, должны обучать себя в нем со всяким трезвением и вниманием, и понуждать себя удаляться от всякого наслаждения и лукавства, чтобы последнее не было для них горше первого. Сие пристанище бывает причиною и спасения, и бед: это знают преплывающие сие мысленное море. Но жалкое зрелище, когда спасшиеся в пучине претерпевают потопление в самом пристанище.
Степень вторая. Текущий да бежит, подражая Лоту, а не жене его.
[1] Потому что не имели приличного труда и должного охранения.
СЛОВО 2
- Jakob
- Администратор
- Сообщения: 1316
- Зарегистрирован: 23 апр 2008, 13:49
- Контактная информация:
Перейти
- Единый Бог
- ↳ Практическая антропология
- ↳ Человек
- ↳ Человек телесный
- ↳ Подготовка к обучению на уровне Человек телесный
- ↳ Обучение, первый этап
- ↳ Обучение, второй этап
- ↳ Человек душевный
- ↳ Обучение, первый этап
- ↳ Обучение, второй этап
- ↳ Человек духовный
- ↳ Обучение, первый этап
- ↳ Обучение, второй этап
- ↳ Человек божественный
- ↳ Догматы православной церкви
- ↳ Символ православной веры
- ↳ Страх Бога, истинный страх Божий, или бесстрашие?
- ↳ Верую в другого Единого Бога
- ↳ Есть и другие боги!
- ↳ Бога нет!
- ↳ Дистанционное обучение
- ↳ Новый курс обучения
- Курс дистанционного обучения "От человека к Богу"
- ↳ Приложения
- ↳ Пояснения
- Библиотека
- ↳ Правила
- ↳ Библия
- ↳ Новый Завет
- ↳ От Матфея Святое Благовествование
- ↳ От Марка Святое Благовествование
- ↳ От Луки Святое Благовествование
- ↳ От Иоанна Святое Благовествование
- ↳ Деяния святых апостолов
- ↳ Соборное послание святого апостола Иакова
- ↳ Первое соборное послание святого апостола Петра
- ↳ Второе соборное послание святого апостола Петра
- ↳ Первое соборное послание святого апостола Иоанна
- ↳ Второе соборное послание святого апостола Иоанна
- ↳ Третье соборное послание святого апостола Иоанна
- ↳ Соборное послание святого апостола Иуды
- ↳ Послание к Римлянам святого апостола Павла
- ↳ Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
- ↳ Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
- ↳ Послание к Галатам святого апостоля Павла
- ↳ Послание к Ефесянам святого апостола Павла
- ↳ Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
- ↳ Послание к Колоссянам святого апостола Павла
- ↳ Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) святого апостола Павла
- ↳ Второе послание к Фессалоникийцам (Солунянам) святого апостола Павла
- ↳ Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
- ↳ Второе послание к Тимофею святого апостола Павла
- ↳ Послание к Титу святого апостола Павла
- ↳ Послание к Филимону святого апостола Павла
- ↳ Послание к Евреям святого апостола Павла
- ↳ Откровение святого апостола Иоанна Богослова
- ↳ О Новом Завете
- ↳ О Библии
- ↳ Точное изложение православной веры
- ↳ Лествица
- ↳ Слово
- ↳ Сосредоточение и медитация
- ↳ Вопросы к Небу
- ↳ Любительские богословие и антропология
- Знакомимся и общаемся
- Общие вопросы
- Для рекламы